- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Образовательные стандарты и требования
- Новости
- Блог
- Отзывы
- Вопрос-ответ
- Партнёры
- Клиенты
- Сотрудники УЦ
- Оплата
- Реквизиты
- Политика конфиденциальности
23.06.2020
Введение
Лаборатории следует иметь процедуры мониторинга достоверности результатов, которые она представляет. В ISO/IEC 17025:2017 [1] упомянуты различные способы проведения такого мониторинга, такие как применение CRM (сертифицированный стандартный образец – прим. пер.), внутрилабораторные сличения и повторные испытания хранящихся образцов. Существуют и другие возможности, некоторые из них упомянуты в ISO/IEC 17025:2017. Стандарт также устанавливает: «Лаборатория должна осуществлять мониторинг своей деятельности путем сравнения с результатами других лабораторий, если это возможно и применимо». Такой мониторинг должен планироваться и анализироваться, и включает участие в проверках квалификации и/или участие в межлабораторных сличениях отличных от проверок квалификации.
Существуют также и другие документы, которые рассматривают вопрос обеспечения достоверности результатов испытаний, два из них для аккредитованных лабораторий – ILAC P9
[2] и EA-4/18 [3], оба сфокусированы на РТ/ILC (проверки квалификации/межлабораторные сличения – прим. пер.) и включают требования к ним (возможно, что оба эти документа будут пересмотрены, но основная их часть вероятно останется без изменений).
Для того чтобы избежать ненужной работы, а также сократить расходы, для лаборатории важно выполнять эти требования прагматично (с практической направленностью – прим. пер.). Лучшим способом будет разработка стратегии и плана по деятельности для обеспечения достоверности результатов испытаний, которые решают эти вопросы «умным» способом.
Стратегия
Лаборатория должна планировать свою деятельность для обеспечения достоверности своих результатов испытаний. Аккредитация требует участия в РТ [2, 3]. Однако, лучше, когда такой план/стратегия охватывает всю деятельность для обеспечения достоверности результатов и не ограничивается участием в PT/ILC. Предпочтительно, чтобы стратегия/план решали следующие вопросы:
- Общий взгляд лаборатории не достоверность результатов испытаний, например, как лаборатория управляет рисками, связанными с лабораторной деятельностью;
- Как следует оценивать риски различных испытаний и как минимизировать их;
- Взаимосвязь между различными видами деятельностями, и определение, в общем, при каких обстоятельствах одна деятельность может заменить другую;
- Как различные испытания могут быть сгруппированы в субдисциплины;
- Где уместно, обоснование для различных решений, принимаемых лабораторией. Стратегию следует определять при анализе со стороны руководства.
Планирование
Все документы ISO/IEC 17025, ILAC P9 и EA-4/18 упоминают о необходимости планирования участия в проверках квалификации (РТ). Но лучше планировать всю деятельность по обеспечению достоверности в одном документе. План может разрабатываться как на долгосрочную перспективу (один цикл аккредитации), так и на краткосрочную перспективу (один год). Одной из причин этого является возможность указать на действия, которые были или будут выполнены в течение года, отличного от текущего.
В EA-4/18 INF:2010 термин «субдисциплина» определен как:
«Область технической компетентности, определенная как минимум одним методом измерений, свойством и продуктом, которые связаны между собой»
От лаборатории требуется идентифицировать «группы совокупностей методов измерений, свойств и продуктов, в рамках которых результат РТ для одной такой совокупности может напрямую быть связан с другой совокупностью методов измерений, свойств и продуктов, содержащейся в группе. Такие группы совокупностей методов измерений, свойств и продуктов называют субдисциплинами».
Деятельность по обеспечению достоверности одного метода испытаний действительна для целой субдисциплины, и это справедливо не только для РТ. Примерами субдисциплин являются испытания на растяжения металлических материалов или испытания не огнестойкость элементов конструкции в печах.
Риски, связанные с различными испытаниями, могут упоминаться в плане как обоснование частоты участия. В областях с низкими уровнями рисков, частота действий с точки зрения достоверности может быть ниже, чем в областях, в которых использование результатов испытаний сопряжено с высоким риском. Предыдущие результаты деятельности по обеспечению достоверности могут также служить обоснованием для частоты участия, в особенности, если уровень риска снизился. На риск может повлиять, например, следующее:
- количество испытаний/калибровок/измерений;
- текучесть технического персонала;
- опыт и знания технического персонала;
- источники прослеживаемости (например, доступность стандартных образцов, национальных эталонов и т.д.);
- значимость и конечное применение данных испытаний/калибровок (например, криминалистика – эта область, которая требует высокого уровня уверенности)
В частности, план может включать, как минимум, следующее:
- деятельность/мероприятия, такие как участие в проверках квалификации (РТ), сравнение с компьютерными вычислениями и т.д.;
- метод испытаний, такой как европейский метод испытания стали на растяжение (если деятельность планируется заранее) и EN ISO 5178:2011 «Разрушающие испытания сварных швов металлических материалов – Испытание на продольное растяжение металла шва сварных соединений, выполненных сваркой плавлением» (ISO 5178:2001) (если еще предстоит планирование деятельности);
- субдисциплина, к которой относится деятельность, например, испытания металлов на растяжение;
- риск, связанный с субдисциплиной;
- дата осуществления деятельности/мероприятия. Чем ближе дата, тем более детальная информация требуется, например, если деятельность запланирована на несколько лет вперед, часто достаточно года или квартала;
- предыдущие действия или другие действия, выполняемые в рамках данной субдисциплины и результат, в частности успешное участие;
- результат деятельности после ее выполнения.
Если для обеспечения достоверности результатов испытаний лаборатории выполнялось какое- либо мероприятие, его следует документировать, а результаты следует проанализировать. Решение о необходимости срочных мер будет приниматься после анализа. Если нет необходимости в незамедлительных действиях, результаты нескольких мероприятий могут анализироваться группами для выявления трендов и т.д. Результаты таких действий должны обсуждаться при анализе со стороны руководства.
Когда орган по аккредитации проводит инспекционный контроль на месте, лаборатория должна обосновать частоту участия. Аргументами в таком обсуждении могут быть:
- хорошие показатели в предыдущих деятельностях/мероприятиях;
- низкий уровень риска при использовании результатов испытаний;
- деятельность, выполненная с применением других подобных методов;
- другие выполненные действия, обосновывающие неучастие в проверках квалификации
Однако в любом случае следует признать, что деятельность по обеспечению достоверности результатов осуществляется в первую очередь не для органа по аккредитации, а для заказчиков лаборатории и самой лаборатории.
Комментарии